Учитель-дефектолог — это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности.
Направления коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
Диагностическое направление работы включает в себя:
— первичное дефектологическое обследование;
— систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
— проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития учащихся.
Коррекционное направление
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Аналитическое направление
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.